Опыт Правила
Источник Основная книга ведущего
В ходе приключений персонажи игроков получают пункты опыта (ПО). Опыт присуждается за достижение целей, участие в сценах общения, исследование новых мест, победу над чудовищами, преодоление опасностей и иные деяния. По большей части вы сами решаете, когда персонажи получают опыт, но ниже мы приводим руководство по начислению опыта в ходе обычной кампании.
Когда у персонажа скапливается 1000 и более опыта, он получает новый уровень, а общее количество его ПО уменьшается на 1 000. Другие способы развития персонажа рассмотрены во врезке «Скорость развития».
Персонажи получают опыт за сцены, исследование и продвижение по сюжету. Когда персонажам кто-то активно противодействует, например в сражении или сцене общения, полученный опыт зависит от уровня преодолённого персонажами препятствия. Кроме этого, герои получают опыт за исследование, например за обнаружение тайных мест, нахождение схронов, преодоление опасностей окружающей среды или составление полной карты подземелья.
Получаемый опыт начисляется всем членам группы. Так, если группа победила в бою, за который положено 100 опыта, все они получают по 100 опыта, даже если плут во время боя забрался в сокровищницу и набивал там карманы золотом. Если этот же самый плут засунул в карман ещё и ценный и знаменитый самоцвет, кражу которого вы посчитали средним свершением на 30 опыта, каждый член группы тоже получит по 30 опыта.
*Можно выдать и пункт героизма.
Персонажи получают установленное количество опыта за сцены с противниками и опасностями. Когда группа успешно преодолевает такую сцену, каждый персонаж получает опыт, равный сумме наград опыта за всех существ и все опасности в сцене (с поправкой за размер группы; см. «Размер группы»).
За тривиальные сцены опыт обычно не начисляется, но вы можете присудить за них опыт, как за малое или среднее свершение, если такая сцена имела сюжетную важность или стала тривиальной из-за изменения порядка сцен в нелинейном приключении.
Свершениями, за которые персонажи получают опыт, считаются их действия, продвигающие сюжет вперёд, например заключение важного союза, создание новой организации или переубеждение персонажа ведущего. Важность свершения определяет и количество получаемого опыта. Определите значимость свершения (малое, среднее или значительное) и обратитесь к таблице опыта, чтобы начислить персонажам указанное количество опыта.
Малыми свершениями считаются все запоминающиеся, неожиданные и важные события. Под средним свершением чаще всего понимается задача, на решение которой потребовалась большая часть встречи, а значительное свершение являет собой кульминацию деятельности персонажей за несколько встреч. Средние и значительные свершения обычно требуют героических усилий, поэтому также вы можете выдать ПГ одному или нескольким персонажам.
Как мы уже говорили ранее, вы сами решаете, какое количество опыта начислять за свершения персонажей. Рекомендуем за одну встречу начислять опыт за несколько малых свершений, одно-два средних и максимум одно значительное, если оно вообще будет. Стремитесь быть последовательны, когда решаете, какие свершения заслуживают ПО, а какие нет, и обязательно выдавайте хотя бы небольшое количество ПО за свершения во время каждой игровой встречи.
Если персонажи выполняют разные задачи одинаковой важности, они должны получать одинаковое количество ПО за свои свершения. Однако это не означает, что необходимо поощрять игроков, которые пытаются набрать ПО за повтор одних и тех же действий. Важно помнить, что ПО стоит выдавать тогда, когда персонажи совершили что-то уникальное и сложное. Например, если кто-то получил ПО за свершение, похитив яйцо из драконьего логова, то другой персонаж, повторивший этот трюк, необязательно получит такой же опыт за свершения.
В правилах развития предполагается, что группа состоит из четырёх персонажей. В правилах сцен описано, какие изменения требуется внести для групп иного размера, но на величину получаемого опыта это не влияет — вы всегда начисляете количество опыта, указанное для группы из четырёх персонажей. Вне сцен вносить изменения в зависимости от размера группы обычно не требуется. Не стоит давать персонажам большой группы слишком много опыта за свершения, поскольку они наверняка будут стараться совершить сразу несколько выдающихся деяний и в результате слишком быстро вырастут в уровне.
Будет лучше, если у всех персонажей игроков будет одинаковое количество опыта, — так вам будет проще определять, какие задачи для них посильны. Если в группе есть персонажи разных уровней, более слабым будет легче погибнуть, их игроки не будут чувствовать себя полезными и играть им будет не так интересно.
Если вы не захотите поддерживать группу на одном уровне, вам следует определить уровень группы (УГ), чтобы рассчитывать доступный бюджет опыта за сцену. Выберите уровень, который, по вашему мнению, наиболее точно отражает способности группы в целом. Если отстаёт всего один или два персонажа, используйте наивысший уровень, а если все персонажи разного уровня, то используйте средний уровень группы. Если только один персонаж опережает остальных на один или два уровня, используйте уровень группы, который больше подходит низкоуровневым персонажам, и при подготовке сцены скорректируйте её так, как если бы в группе было по одному дополнительному персонажу за каждые 2 уровня разницы между самым высокоуровневым персонажем и остальными.
Персонажи с уровнем ниже уровня группы получают удвоенный опыт по сравнению с прочими до тех пор, пока не достигнут уровня группы. Если вы ведёте индивидуальный учёт опыта, вам придётся решать, получает ли персонаж опыт за пропущенные встречи.
В ходе приключений персонажи игроков получают пункты опыта (ПО). Опыт присуждается за достижение целей, участие в сценах общения, исследование новых мест, победу над чудовищами, преодоление опасностей и иные деяния. По большей части вы сами решаете, когда персонажи получают опыт, но ниже мы приводим руководство по начислению опыта в ходе обычной кампании.
Когда у персонажа скапливается 1000 и более опыта, он получает новый уровень, а общее количество его ПО уменьшается на 1 000. Другие способы развития персонажа рассмотрены во врезке «Скорость развития».
Начисление опыта
Источник Основная книга ведущегоПерсонажи получают опыт за сцены, исследование и продвижение по сюжету. Когда персонажам кто-то активно противодействует, например в сражении или сцене общения, полученный опыт зависит от уровня преодолённого персонажами препятствия. Кроме этого, герои получают опыт за исследование, например за обнаружение тайных мест, нахождение схронов, преодоление опасностей окружающей среды или составление полной карты подземелья.
Получаемый опыт начисляется всем членам группы. Так, если группа победила в бою, за который положено 100 опыта, все они получают по 100 опыта, даже если плут во время боя забрался в сокровищницу и набивал там карманы золотом. Если этот же самый плут засунул в карман ещё и ценный и знаменитый самоцвет, кражу которого вы посчитали средним свершением на 30 опыта, каждый член группы тоже получит по 30 опыта.
Опыт
Свершение | Опыт |
Малое | 10 |
Среднее* | 30 |
Значительное* | 80 |
Уровень противника | Опыт |
УГ -4 | 10 |
УГ -3 | 15 |
УГ -2 | 20 |
УГ -1 | 30 |
УГ | 40 |
УГ +1 | 60 |
УГ +2 | 80 |
УГ +3 | 120 |
УГ +4 | 160 |
Опыт | ||
Уровень | Простая опасность | Сложная опасность |
УГ -4 | 2 | 10 |
УГ -3 | 3 | 15 |
УГ -2 | 4 | 20 |
УГ -1 | 6 | 30 |
УГ | 8 | 40 |
УГ +1 | 12 | 60 |
УГ +2 | 16 | 80 |
УГ +3 | 24 | 120 |
УГ +4 | 32 | 160 |
Противники и опасности
Источник Основная книга ведущегоПерсонажи получают установленное количество опыта за сцены с противниками и опасностями. Когда группа успешно преодолевает такую сцену, каждый персонаж получает опыт, равный сумме наград опыта за всех существ и все опасности в сцене (с поправкой за размер группы; см. «Размер группы»).
За тривиальные сцены опыт обычно не начисляется, но вы можете присудить за них опыт, как за малое или среднее свершение, если такая сцена имела сюжетную важность или стала тривиальной из-за изменения порядка сцен в нелинейном приключении.
Свершения
Источник Основная книга ведущегоСвершениями, за которые персонажи получают опыт, считаются их действия, продвигающие сюжет вперёд, например заключение важного союза, создание новой организации или переубеждение персонажа ведущего. Важность свершения определяет и количество получаемого опыта. Определите значимость свершения (малое, среднее или значительное) и обратитесь к таблице опыта, чтобы начислить персонажам указанное количество опыта.
Малыми свершениями считаются все запоминающиеся, неожиданные и важные события. Под средним свершением чаще всего понимается задача, на решение которой потребовалась большая часть встречи, а значительное свершение являет собой кульминацию деятельности персонажей за несколько встреч. Средние и значительные свершения обычно требуют героических усилий, поэтому также вы можете выдать ПГ одному или нескольким персонажам.
Как мы уже говорили ранее, вы сами решаете, какое количество опыта начислять за свершения персонажей. Рекомендуем за одну встречу начислять опыт за несколько малых свершений, одно-два средних и максимум одно значительное, если оно вообще будет. Стремитесь быть последовательны, когда решаете, какие свершения заслуживают ПО, а какие нет, и обязательно выдавайте хотя бы небольшое количество ПО за свершения во время каждой игровой встречи.
Если персонажи выполняют разные задачи одинаковой важности, они должны получать одинаковое количество ПО за свои свершения. Однако это не означает, что необходимо поощрять игроков, которые пытаются набрать ПО за повтор одних и тех же действий. Важно помнить, что ПО стоит выдавать тогда, когда персонажи совершили что-то уникальное и сложное. Например, если кто-то получил ПО за свершение, похитив яйцо из драконьего логова, то другой персонаж, повторивший этот трюк, необязательно получит такой же опыт за свершения.
Размер группы
Источник Основная книга ведущегоВ правилах развития предполагается, что группа состоит из четырёх персонажей. В правилах сцен описано, какие изменения требуется внести для групп иного размера, но на величину получаемого опыта это не влияет — вы всегда начисляете количество опыта, указанное для группы из четырёх персонажей. Вне сцен вносить изменения в зависимости от размера группы обычно не требуется. Не стоит давать персонажам большой группы слишком много опыта за свершения, поскольку они наверняка будут стараться совершить сразу несколько выдающихся деяний и в результате слишком быстро вырастут в уровне.
Уровень группы и равенство опыта
Источник Основная книга ведущегоБудет лучше, если у всех персонажей игроков будет одинаковое количество опыта, — так вам будет проще определять, какие задачи для них посильны. Если в группе есть персонажи разных уровней, более слабым будет легче погибнуть, их игроки не будут чувствовать себя полезными и играть им будет не так интересно.
Если вы не захотите поддерживать группу на одном уровне, вам следует определить уровень группы (УГ), чтобы рассчитывать доступный бюджет опыта за сцену. Выберите уровень, который, по вашему мнению, наиболее точно отражает способности группы в целом. Если отстаёт всего один или два персонажа, используйте наивысший уровень, а если все персонажи разного уровня, то используйте средний уровень группы. Если только один персонаж опережает остальных на один или два уровня, используйте уровень группы, который больше подходит низкоуровневым персонажам, и при подготовке сцены скорректируйте её так, как если бы в группе было по одному дополнительному персонажу за каждые 2 уровня разницы между самым высокоуровневым персонажем и остальными.
Персонажи с уровнем ниже уровня группы получают удвоенный опыт по сравнению с прочими до тех пор, пока не достигнут уровня группы. Если вы ведёте индивидуальный учёт опыта, вам придётся решать, получает ли персонаж опыт за пропущенные встречи.